
Жизнь без запретов и «нельзя»
Порой мы даже не замечаем, как часто используем в воспитании слова «нельзя», «нет», «не пойдешь», и многое другое, что воспринимается ребенком, как запрет и убивает у него интерес что-то пробовать, или делать реальные вещи для самореализации и изучения своих возможностей.
Своими запретами «не лезь – упадешь», «не иди – намокнешь под дождем», «не прыгай – разбудишь папу» мы вводим ребенка в шок и непонимание. И у ребенка складывается впечатление о том, что: лазать не надо – я не справлюсь и ушибусь; ходить под дождем вредно; папа всегда спит и не разделяет моего прекрасного настроения.
Иногда родителю нужно использовать запреты, но как это сделать так, чтобы при этом ребенок не погрузился в шок от своей неуверенности и несостоятельности? Бывают ситуации, когда запретить просто жизненно необходимо. Например, ребенок прыгает с высоты небезопасного расстояния и может причинить себе вред. Вместо криков, можно стать внизу и помочь ему спуститься с вашей помощью. Либо можно просто показать ребенку как вы испугались за него. Этим вы закрепите то, что он вам дорог, так как вы рядом, и позволите ему попробовать со страховкой. Потом поговорите, что так можно делать только когда мама или папа рядом. Если ваш ребенок пришел домой поздно, или вы поняли, что он курил с друзьями в подъезде, вместо криков и запрета на улицу и друзей: «месяц домашнего ареста», будут полезны такие фразы-вопросы: «Я волнуюсь, где ты был? Или что тебя задержало?», «Что тебе дало курение в подъезде с друзьями?». Такие фразы помогут ребенку не придумывать истории, а четко ответить на поставленный вопрос.
Научитесь задавать вопросы ребенку, вместо родительского «нет». И вы сразу из «Монстра ЗАПРЕТА» превратитесь в умного волшебника. Волшебник даёт ориентир ребенку, что его действия могут кого-то расстроить, или его действия не приносят ему никаких удовольствий. Ребенок начинает думать, а не жить мыслями и страхами родителей. Когда нет запретов, не нужно придумывать истории своих пропусков, опозданий, поломанных вещей. Ребенок прекрасно знает, что такое хорошо и что такое плохо. А дети очень любят быть хорошими. Это бодрит больше, чем замечания взрослых. И удовольствий от «меня хорошего» больше, чем от «меня плохого». А родитель нужен для того, чтобы быть рядом и правильно задать вопрос: «Для чего ТЕБЕ это нужно?».
Когда в воспитании нет запретов, это не попустительство – это совместительство ребенка с самим собой и с родителем.
P.S. Только следите за своей интонацией и мимикой, когда будете задавать вопросы.
- Проблема употребления подростками психоактивных веществ очень актуальна, - обозначила тематику тренинга психолог частного социально-педагогического учреждения образования «SOS-детская деревня Боровляны» Алена Сацукевич. – Сегодня мы с вами рассмотрим, почему молодые люди делают неправильный выбор
и что нужно знать для того, чтобы сохранить свое здоровье на долгое время.

В ходе индивидуальной и коллективной работы участники определили группы причин, по которым молодые люди и девушки вовлекаются в употребление спиртного, табака и наркотических средств, схематически проиллюстрировали их воздействие на организм человека, поговорили об основных «крючках», на которые попадаются подростки, начиная употреблять психоактивные вещества.

Общение было построено в форме современного доверительного диалога детей и тренеров, в процессе которого никто не боялся задавать вопросы, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Надежда Молчанова, педагог социальный Смолевичского СПЦ
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.
