Каждому из нас знакома ситуация, когда мы ждем какое-то важное событие, готовимся к нему, настраиваемся, продумываем план. Но в моменте, когда эта история происходит, все идет не по сценарию. Мы говорим не то, реагируем не так, совершаем не те поступки. Теряемся. Расстраиваемся. И, в конце концов, не делаем то, что собирались. Проваливаем испытание. Или проходим его, но не с тем результатом, который хотели получить.

Типичная ситуация из жизни ребенка: готовился к контрольной, все выучил, утром еще все знал, а тест написал кое-как. Почему? «Да как-то вдруг все вылетело из головы».

Ругать? Не стоит. Расстраиваться? Тоже не выход. Так что же делать? Научиться самим и научить детей «не терять багаж в пути» – не тратить внимание, необходимое на испытание, ДО самого события.

Произвольное внимание, максимальная концентрация которого нужна в самый важный момент, напрямую зависит от состояния нашей «внутренней батарейки». Нам должно хватить заряда энергии на сосредоточенное и вдумчивое выполнение задания.

«У тебя есть кнопка»

«Один из методов, который используется в работе с детьми при синдроме дефицита внимания или просто функциональном дефиците внимания – это принцип удержания в фокусе «дела дня», рассказывает детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова.

То есть учим ребенка определять заранее, что есть какое-то одно-единственное важное дело дня – контрольная работа, тест, написать сочинение или выучить стихотворение. 

Перед самим делом ребенок выполняет ритуал (например, дышит определенным образом несколько раз) и нажимает свою «внутреннюю кнопку».

Очень часто с детьми, испытывающими дефицит внимания, помогает работать именно в рамках аллегорий: «Представь, что у тебя есть кнопка, которая включает твое внимание». 

Автоматически этот прием, конечно, заработает не сразу. Предстоит научиться вместе с ребенком принципу включения внимания. Можно придумать конкретный физический жест, который демонстрирует нажатие этой кнопки. «У тебя вот здесь, на руке, нажимается кнопочка, и после этого ты можешь все сделать».

«Если села батарейка»

Если «кнопку» ребенок не хочет включать, скорее всего, у него села «внутренняя батарейка». Можно долго жать на кнопку включения, но при севшей батарейке ничего не получится. Тогда стоит попробовать на переменке, непосредственно перед «делом дня», предложить постоять на одной ноге, на другой, наклониться головой вниз, наклониться вправо, наклониться влево, попрыгать. Это все про базовую мозжечковую стимуляцию.

Важно выбрать вариант, который сработает с конкретным ребенком.

Понятно, что все это не заработает за раз. Но внедрять это можно и дома. Потихоньку передавая управление «внутренней кнопкой» самому ребенку.

©bmshkola.ru