Про подростка
Подросток иногда ужасен. С ним невозможно договориться и невыносимо находиться рядом. Обнять себя он редко дает. И постоянно отстаивает свои интересы, на которые никто особо не покушается. Он внезапно вырос и не знает, куда девать руки и ноги, которые стали такими огромными. И ему говорят: ты такой большой дядя! Или тетя! А ему спать хочется и лежать - не потому что он лентяй, а потому что масса энергии на этот рост и затрачивается. И гормоны кипят. И две главные мысли в голове: первая - что его никто не понимает. Он одинок! И вторая - что с ним ничего не может случиться.
Вот совершенно он бессмертен. Смерть - это для других. А он, даже если прыгнет из окна, полежит немножко, послушает, как все плачут, встанет и пойдет себе по своим делам. И очень глупо, что вы кричите что-то про шапку, которую нужно надеть. И без шапки ничего не будет! А, если что, он вообще из дома может уйти и прекрасно жить. У друзей или сам по себе. А потом займется бизнесом, разбогатеет - ведь все, кто занимаются бизнесом, очень богатые, - и покажет всем, где раки зимуют. И нет никого ранимее подростка. И надо с ним обращаться осторожно и мягко, как с гранатой боевой. Трудно с ними, очень трудно. А потом - ничего, все проходит.
Но этот тяжелый период часто бывает. Главное - отношения не испортить. И не попрекать ничем. И настойчиво умолять не выключать телефон. И мягко склонять к труду и полезным занятиям, хотя это так трудно. И еще подросток может вам кучу несправедливостей и обвинений наговорить.
Марк Твен правильно описал подростковый возраст: это удивление, что у таких глупых родителей мог родиться такой умный ребенок. Но вы все равно простите своего подростка за все, за все обидности и непослушание. Потому что он потом плачет, когда никто не видит. Горько плачет, как в раннем детстве. И слезы катятся - я это точно знаю. И всю жизнь он будет помнить свои выходки и злые слова - если вы ему не поможете все позабыть. Прощать надо своих нелепых подростков. Жалеть. Гладить, даже если они ершатся, как дикообраз. Все это пройдет, а любовь останется, вот увидите. И берегите своих. Пока они подростки - они в опасности. Будьте терпеливее - по возможности. И защищайте, как можете, от чужих. А потом вместе перейдете этот шаткий мостик между детством и юностью - и все будет нормально. Точно будет. Если беречь и любить.
Наиболее острая и важная тема профилактики социального сиротства – благополучие детей в замещающих семьях и «вторичное сиротство». Для эффективного сопровождения и предупреждения дезадаптации замещающих семей необходимы свои подходы и инструменты.
В 2019 году в рамках межрегионального проекта в 10 пилотных регионах Российской Федерации проходила апробация и внедрение технологии индивидуализации сопровождения замещающих семей под руководством экспертов пермского института социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР».
Предложенные в технологии принципы профилактики дезадаптации замещающей семьи основаны на выявлении наличия и оценке степени выраженности факторов риска дезадаптации ребенка в семейной системе, на изменении программы работы с семьями по результатам этой оценки.
Владение инструментами для оценки факторов риска дезадаптации детей в замещающих семьях позволяет специалисту обнаружить кризис на ранней стадии и вовлечь саму семью в решение проблемы.
Технология выделяет семь факторов риска, сигналов, что в семье, возможно, скоро грянет кризис:
По степени выраженности им присваивается уровень: по шкале от низкого до самого высокого. Когда замещающая семья приходит на консультацию, специалист с помощью подготовленных вопросов беседует с семьёй, и они вместе проводят оценку рисков. Например, родителям может быть не всегда понятно, какие опасности у семьи, если они будут продолжать вести себя агрессивно, нетерпимо к поведению ребёнка. Специалист раскрывает перед ними полную картину, причинно-следственные связи, описывает возможные последствия.
Один из критериев — «эмпатия и способность к пониманию». Речь не только о понимании внутри семьи, но и о внимании к кровной истории ребёнка. Его выделяют в отдельную строку. Если этот фактор риска низкий, это означает, что в семье с уважением относятся к вопросам ребёнка о его родителях, обсуждают их, тема открыта и приветствуется. Или риск оценивается как высокий, если семья закрывает от ребёнка информацию о кровных родителях.
Если проблема вырисовывается, специалист предлагает варианты: обучение, освоение навыков, консультации.
В ходе проекта к нему присоединилось более 400 специалистов и организаций из 29 регионов Российской Федерации.
Специалисты, опробовавшие и внедрившие в практику эту технологию, отмечают, что родители учатся быть экспертами внутри своей семьи. Для родителей становится очевидным, что праздники, экзотические путешествия, активная занятость в кружках ещё не создают для ребёнка необходимую реабилитационную среду. Родители начинают понимать, что травма ребёнка требует бережного обращения. И они становятся готовыми осваивать недостающие навыки. Например, навык оказания поддержки, умения проявлять утешение, эмпатию в отношении своего взрослеющего подростка.
Чёткая система оценки риска с родителями – действительно помогает договориться с родителями. И это работает дополнительно: если родители понимают все риски, то вероятность кризисов снижается.
Все материалы проекта (описания технологической цепочки применения методики; расширенные описания критериев – факторов риска дезадаптации семьи, по каждому фактору приводится комплекс методических и информационных материалов для специалистов и рекомендации для родителей) выложены в открытом доступе https://www.facebook.com/groups/constructornko.
Источник: https://www.facebook.com/groups/constructornko
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.